Проблема организации внеурочной деятельности учащихся является актуальной на любом этапе школьного образования, но особое значение она приобретает в начале среднего звена, в пятом классе. Именно сейчас открывается возможность поработать самостоятельно на всех этапах.
Внеурочная деятельность по ИЗО и ОБЖ в группах пятиклассников велась на основе проектной технологии. Первоначально на теоретических и практических занятиях ребята познакомились с основами проектирования, затем приступили непосредственно к поэтапной разработке творческих проектов.
На этапе «Начинание» определились с темой, обсудили задание и варианты итогового продукта проекта.
На этапе «Планирование» проанализировали проблему, определили источники информации, выбрали и обосновали свои критерии успеха.
На этапе «Принятие решения» собрали и уточнили информацию, провели синтез и анализ идей, выполнили исследование.
На этапе «Выполнение» работали над проектом, продолжили исследование, переработали информацию и оформили проект.
На этапе «Оценка» провели анализ проекта, успехов и неудач, осуществили самоанализ и самооценку.
На этапе «Защита проекта» подготовили доклад, обосновали процесс проектирования, объяснили полученные результаты. Защиту проектов провели на мини-конференциях. Приняли участие в коллективной оценке результатов.
В первом полугодии внеурочная работа над проектом велась в индивидуальном порядке, но проекты объединялись в общую тему в рамках всей группы. Первая группа работала по общей теме «Птицы русских сказаний». Участникам проекта предстояло проштудировать литературные источники, вспомнить художественные и мультипликационные фильмы, живописные полотна художников. Особенность работы заключалась в том, что в итоге нужно было создать свой образ выбранной сказочной птицы, в соответствии со своим личным восприятием и представлением. Материал для выполнения творческой работы можно было использовать любой: живопись, графику, аппликацию и т.д. Каждый участник проекта скомпоновал свой материал, выполнил продукт и представил его на мини-конференции. Жар-птица, Сирин, Гамаюн, Алконост, Царевна Лебедь – предстали перед зрителями в разных интерпретациях. Приятно удивило разнообразие материала применённого для творческой работы. Ребята использовали, кроме привычной гуаши и акварели, сухую пастель, рваные элементы для аппликации, пластилин. Некоторые представили свой отчёт в виде презентации.
Вторая группа работала по темам Основ безопасности жизнедеятельности. Ребята изучали проблемы экологии, здоровьесбережения и безопасности на природе, в городе, в быту. Вот некоторые из тем: «Рациональное питание», «Закаливание», «Вред и польза курения», «Опасные предприятия нашего города», «Секреты выживания на природе», «Компьютер и здоровье», «Секреты памяти», «Дорога – источник опасности». Продуктом исследований стали информационные подборки фотографий, рисунков, схемы, плакаты, буклеты. Владеющие программой Microsoft Office BowerPoint, создали презентации. Новый материал оказался и полезным и интересным. На защите проектов слушатели задавали много вопросов докладчикам. По ряду тем мы решили продолжить исследования и разработать памятки, упражнения для применения на уроках и дома.
После защиты проектов была проведена рефлексия, показавшая какие этапы оказались самыми трудными, какие наиболее интересными. Для большинства было непросто представить свою работу перед одноклассниками.
Проектная деятельность помогла всем ребятам подняться на новую ступень в развитии познавательных и регулятивных действий, личной культуры, коммуникативных способностей.
Манаенкова С.В., учитель ИЗО и ОБЖ.