Идеи/предложения

В данном разделе рекомендуется разместить информацию: заполненные листы проблем и листы предложений (Приложение 1).

Бережливая образовательная организация

В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.

Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.

Бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.

Внедрение бережливых технологий в образовательных организациях состоит из следующих компонентов:

  • организация рабочего места сотрудников;
  • использование различных технологий организации деятельности обучающихся;
  • осуществление процесса повышения квалификации сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
  • совершенствование материально-технической базы;
  • развитие информационно-образовательного пространства и образовательной инфраструктуры;
  • осуществление экономии материальных, временных ресурсов.

Бережливое управление – это концепция менеджмента, основанная на постоянном стремлении к выявлению и устранению всех видов потерь, возникающих в процессе деятельности организации.

В сферу образования бережливое управление внедряется относительно недавно, но уже имеет свою специфику.

Реализация бережливых проектов в образовательной организации должна быть нацелена на оптимизацию процессов, что позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг с максимальной ориентацией на потребителя.

Основными ценностями бережливого управления являются:

• признание человеческого ресурса как главного источника создания ценности;

• своевременное выявление изменений требований пользователя с целью

улучшения качества процессов или услуг;

• снижение потерь.

Основными идеями бережливого управления можно считать:

1. Вовлеченность всех сотрудников образовательной организации. Понимание и разделение сотрудниками целей и ценностей образовательной организации является неотъемлемым условием повышения эффективности деятельности.

2. Гибкое управление изменениями. Бережливые проекты по своей сути ориентированы на изменения действующих процессов. Поэтому руководителю необходимо на протяжении всего жизненного цикла проекта учитывать возможность внесения изменений одной или нескольких переменных, с целью оптимизации всего процесса.

3. Just in time («точно в срок») – наиболее распространенная в мире логистическая концепция, японская система менеджмента качества, основная идея которой состоит в том, что необходимое сырье и продукция должны быть просчитаны и поставляться к тому моменту, когда они необходимы, а не храниться на складах.

4. Стандартизация процесса осуществляется с целью создания и фиксации эталонного способа выполнения работ.

5. Лидерство руководства. Руководитель образовательной организации должен придерживаться четырех правил:

• Будь привержен идее саморазвития.

• Наставляй и развивай других.

• Поддерживай ежедневные кайдзен (улучшения).

• Создавай видение и соотноси с ним свои цели.

6. Рациональное использование материалов – это совокупность мер по эффективному использованию материалов в процессах деятельности организации, посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий.

7. Умение видеть потери, то есть способность определить проблемы протекания процесса.

8. Постоянное совершенствование должно быть первостепенной целью образовательной организации. Цикл постоянного улучшения основан на концепции PDCA («планирование», «осуществление», «проверка», «действие»).

Принципы бережливого управления:

1. Стратегическая направленность.

Применение инструментов бережливого управления должно быть направлено

на достижение стратегической цели развития управленческой системы.

2. Ориентация на создание ценности для пользователя.

Основным требованием к организации деятельности образовательной организации является восприятие ценности с точки зрения потребителя образовательных услуг.

3. Организация потока создания ценности для потребителя образовательных

услуг

Повышение эффективности деятельности образовательной организации достигается за счет выстраивания всех процессов и операций в виде непрерывного потока создания ценности.

4. Непрерывное совершенствование.

Непрерывное совершенствование деятельности образовательной организации

заключается в снижении потерь в потоке создания ценности.

5. Вытягивание.

Выстраивание процесса осуществляется посредством вытягивания, при котором требования пользователя выполняются своевременно и в надлежащем объеме.

6. Встроенное качество.

Встроенное качество обеспечивается на всех этапах планирования и реализации процессов в деятельности образовательной организации за счет поиска и устранения потенциальных причин несоответствий.

7. Принятие решений, основанных на фактах.

Выявление проблем и принятие решений по их устранению осуществляется не

посредственно на фактическом месте их возникновения.

8. Соблюдение стандартов.

Строгое соблюдение положений стандартов, регламентов, инструкций и других обязательных документов является необходимым условием функционирования и непрерывного усовершенствования процессов образовательной организации.