Образ Ивана Бездомного
Устная работа по тексту:
1. Первая встреча с И. Бездомным на Патриарших прудах (портрет; языковая
характеристика; отношение к Воланду)
2. Как относится к смерти Воланда (что чувствует, что делает. Почему так волнуется? Почему так рвется спасать москвичей?)
3. Значение «крещения» Ивана (смеховой пласт: портрет, иконка, кальсоны; философский пласт: почему достоин, по мнению автора, крещения)
4. Встреча с Мастером (спор об искусстве; как изменился Иван Бездомный? Почему? Обратите внимание на то, что глава 13 называется «Явление героя».)
Воспользуйтесь следующей схемой для ответа на вопрос: Как и когда Иван Бездомный стал Иванушкой?
Разговор с Мастером* отречение от старых представлений *сны, как у Мастера (об Иешуа)* ученик Мастера.
При работе над образом Ивана Бездомного обратите внимание на то, что Булгаков показывает в романе читателю, как интеллигентность приходит к человеку через процесс накопления знаний, через большую духовную работу. Значит, такое явление культуры, как мастерство, подлежит творческой преемственности и большой работе над собой.
Итогом этой работы станет письменное задание: Почему Иван Бездомный достоин крещения и почему перерождается в Иванушку? (ответ написать в тетрадях по литературе к 18.01.14 и положить на край стола в нашем кабинете. Не списывать!!!)
Задание 2
Работаем по теме «МАССОЛИТ – антагонист Мастера»
Устная работа по тексту:
1. Образы писателей(смеховой -бытовой пласт) (портреты в ресторане; интерьер МАССОЛИТА; лексика (ничего, кроме телеграмм и лозунгов о смерти Берлиоза)
2. Обратите внимание, что МАССОЛИТ у Булгакова имеет историческую основу:
МАССОЛИТ * РАПП * Союз писателей
(худ. вариант) (историч.вариант) (исторический вариант)
Вспомните общественно-политическую обстановку в стране в то время, когда существовали данные литературные организации. Что общего между этими организациями?
3. Образ поэта Рюхина
А) что говорит о нем Иван Бездомный;
Б) что сам думает о своем творчестве
В) почему, как Иван, не переродился, не смог соединить мысль благую с благим делом.
Итогом этой работы станет письменное задание: Почему поэт Рюхин, как Иван, не переродился, не смог соединить мысль благую с благим делом? (ответ написать в тетрадях по литературе к 18.01.14 и положить на край стола в нашем кабинете. Не списывать!!!)
учитель русского языка и литературы
Симонова О. Л.